Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой
пословицы. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание
прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы
зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет. Поэтому становится
понятным, какое огромное значение должен уделять учитель начальной школы
обучению чтению , и какую ответственность он несёт перед учеником, его
родителями, учителями средней школы. Зачастую именно средняя школа упрекает
начальную в том, что учащиеся, пришедшие в 5 класс, читают медленно, не умеют
пересказывать, рассуждать и оценивать прочитанное.
Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. И этому столь необходимому умению ребёнка учит учитель начальных классов. Перед учителем начальной школы встаёт вопрос: как сделать, чтобы учение не превратилось в горькую пытку? Что придумать, чтобы урок чтения стал любимым? Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие ребёнка, как человека.
Как показывает опыт, быстро
обычно читают те учащиеся, которые читают
много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость
внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная
работоспособность. Вслух долго читать невозможно, так как громкое чтение как
средство извлечения информации нерационально. При чтении «про себя» скорость
чтения намного возрастает. При этом ученые и
практики сходятся во мнении, что большинству учащихся вполне доступна
скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает вопрос: как выйти на этот
уровень? Как научить ребёнка осознанно и правильно читать, сформировать навык
работы с разными видами текстов, определять уровень понимания прочитанного? Как
привести учащихся к пониманию и
запоминанию условия арифметической задачи, грамматического правила и задания
при однократном чтении, научить вычленять главное в научно-познавательной
статье, учебном тексте? Наверное, каждый учитель задумывается над этими
вопросами и каждый старается по-своему решить проблему совершенствования
навыков чтения.
Интерес к чтению возникает в том
случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты
учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества
чтения в начальных классах является целенаправленное
управление обучением чтению в процессе работы. Мы стараемся формировать навыки осознанного
чтения и умения самостоятельно работать с
текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно
влияющих на основные параметры чтения:
осмысление, технику, выразительность. Какие же упражнения мы используем в
работе по совершенствованию навыков чтения? К ним относятся:
1)
упражнения,
направленные на развитие чёткости произношения;
2)
упражнения,
вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой
правильного чтения;
3)
упражнения,
развивающие оперативное поле чтения и память;
4)
упражнения,
развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать
последующий текст.
Урок обычно начинаем с игровой разминки, т.е. работы над постановкой дыхания
и развитием чёткости произношения.
Упражнения для разминки предлагаются
следующего вида:
1)
вдох носом, выдох
через рот;
2)
вдох, задержка
дыхания, выдох;
3)
вдох, выдох по
порциям.
Самолёты взлетают: у-у-у.
Машины едут: ж-ж-ж.
Лошадки поскакали:
цок-цок-цок.
Рядом ползёт змея: ш-ш-ш.
Муха бьётся в стекло:
з-з-з.
Или:
Летела муха около уха:
ж-ж-ж.
Летела оса около носа:
с-с-с.
Летел комар и звенел:
з-з-з.
Сел на лоб, а мы его хлоп!
И поймали (кулачок
прижимается к уху): з-з-з – пусть летит!
Затем следуют скороговорки,
чистоговорки. Скороговорок ребята знают очень много, они находят их в книгах,
детских журналах и сами разучивают со своими товарищами.
Далее проводится работа с таблицей
согласных. Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного
ряда:
Б к з н п р в м ж д ф в к н п
Ж д л б т м ч в ц ф к в
п н
М н р п т ш г ц ф в ч ш щ з
В ф ц к н г ш щ з вт м ч р л
П р л д ж з х щ ш н к ц ф ч
З х щ м ц ф ч к п н р т б л ш
Д ж т м с к н п в ф ш г ц щ л
М н к в ф ч ш ц т р л д к в з
Б л к в н м ф ш г ц щ х п х р
Н ф ч к п в ш т щ д л ж х б т
Ф ч к н р п в ц г ш д щ л ж б
К т г ш в щ з х д б ц ф в ч п т
Р н в з ф х ж т м ч ц б п н к в
Ш ж х н п к в ф ц ч с р т д б
Чтение согласных с какой-нибудь
гласной. Например: первый ряд читаем с гласным а, второй ряд – с гласным о, третий
ряд – с гласным у.
После этого упражнения учащиеся
тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них:
А о у ы и э
Далее отводим время для жужжащего
чтения: 3 мин вслух, 3 мин только губами, не проговаривая вслух слова, 3 мин читают
только глазами.
Очень часто используем для хорового чтения забавные стихи, считалочки,
потешки или заклички.
Например:
Заклички.
Радуга-дуга
Не давай дождя,
Давай солнышко -
Из-под облышка.
Дождик,дождик,
Дождик, лей,
Нам с тобою веселей.
Не боимся сырости,
Только лучше вырастем.
Очень любят дети играть в театр.
Одну и ту же фразу читаем с разной интонацией.
Слышу лиса про твои чудеса.
/Насмехаясь, иронично, жалостливо/
l Ай-ай-ай.
l Алла. Алла? Алла!
l Инна. Инна? Инна!
l Мама! Мама!! Мама!!!
Слабо читающему ученику больше
помогает такой вид работы, как «чтение за диктором». Диктором может быть и
учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать и грамзапись
произведения.
Большую пользу приносит и хоровое
чтение. Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие дети,
так и читающие медленно. Тексты берём из приложения газеты «Первое сентября» «Начальная школа» для
контроля чтения.
Например:
Снегурочка
(Русская народная сказка)
– А что, старуха, – говорит старик, – давай мы себе из снега дочку
сделаем!
– Давай, – говорит старуха.
Надел старик шапку, вышли они на огород и стали дочку из снега
лепить. Скатали они снежный ком, руки, ноги приладили, сверху снежную голову
приставили. Вылепил старик нос, нарисовал рот, глаза. Глядь – а у Снегурочки
губы порозовели, глаза открылись; смотрит она, улыбается. И вышла из сугроба
живая девочка. (65 слов)
Вопрос
и задания:
1.
Расскажи, как старик и старуха лепили себе внучку из снега.
2.
Как они назвали снежную девочку?
3.
Вспомни, чем закончилась эта сказка.
С большим текстом сначала знакомимся, затем
читаем вместе, а потом читаем на время. У некоторых детей проверяем беглость и
выразительность чтения.
Довольно часто на уроках мы
используем такой вид работы, как чтение трудных слов с доски или таблицы с
последующим объяснением значения слов.
Любимый у учащихся вид чтения –
ролевое чтение. Чтение по ролям мы проводим с инсценировкой. К такому чтению
дети готовятся заранее. Чем же привлекателен для детей данный вид работы? А
тем, что ребята сами изготавливают
костюмы или маски для инсценировки.
Весьма полезны и принимаемы
детьми ещё и такие виды чтения, как «игра в прятки» и «мнимое слово».
«Игра в прятки» заключается в
том, что ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только
страничку, остальные ребята должны найти и подстроиться под чтение ведущего.
Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает
ведущий.
Игра «Мнимое слово». Учитель в
ходе чтения произносит неправильно слово (или
несколько). Дети прерывают чтение и прочитывают слово с исправлением.
Этот вид чтения привлекателен для детей тем, что они имеют возможность
поправить самого учителя, что поднимает их собственный авторитет и придаёт
уверенность в своих силах. Ведь обычно учитель поправляет
ученика, что лишает ребёнка возможности самоутверждения.
Слабо читающему ученику больше
помогает такой вид работы, как «чтение за диктором». Диктором может быть и
учитель, и хорошо читающий ученик.
Большую пользу приносит и хоровое
чтение. Здесь уже на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и
читающие медленно.
Начиная с 1 класса, мы ведём
тетради по чтению. В этих тетрадях ребята выполняют творческие задания по
изученным произведениям, самостоятельные работы по темам, выписывают
понравившиеся выдержки из произведений, делают рисунки, пишут мини-сочинения
«Моё мнение о герое» или «Моё мнение о произведении».
Большое внимание уделяю пересказу прочитанного. План
пересказа нередко предлагают сами дети, а учитель вводит поправки или
корректирует данную ими формулировку того или иного пункта плана. Сначала детям
трудно пересказывать. Постепенно они учатся выделять в пересказываемом тексте
основное содержание, точнее и короче выражать свои мысли. Такую работу
целесообразно проводить с 1 класса.
Комплексная работа помогает значительно улучшить процесс обучения чтению, повысить интерес к нему учащихся.
Комментариев нет:
Отправить комментарий